Мирзиёев обозначил четыре приоритетной задачи системы высшего образования


16 июня под председательством президента состоялось видеоселекторное совещание, посвященное приоритетным задачам в системе высшего образования.

Как сообщили в пресс-службе главы государства, система образования последовательно развивается с целью воспитания молодежи образованными и квалифицированными личностями, подготовки специалистов, идущих в ногу с прогрессом. Первые реформы в сфере высшего образования были направлен, прежде всего, на увеличение охвата, улучшение финансового состояния институтов и университетов, материальную поддержку профессоров и преподавателей.


В частности, за последние 3 года количество вузов увеличилось с 65 до 117, квота приема - с 66 тысяч до 181 тысячи. Укреплена материально-техническая база вузов. В рамках совместных с зарубежными странами образовательных программ начата подготовка специалистов по 64 новым специальностям. Заработная плата профессоров и преподавателей увеличена в среднем в 3,5 раза.

Но все еще не заметно качественных изменений. Министерство высшего и среднего специального образования, ректоры не уделяют должного внимания вопросам повышения качества образования и организации учебной работы исходя из потребностей рынка.


К примеру, сегодня из 815 направлений обучения 55 процентов не соответствуют требованиям рынка труда. Вузы не обеспечены учебниками по около 2 тысячам предметов, а учебные программы основаны на предметах и ​​направлениях сорокалетней давности. Кроме того, в сфере широко распространена коррупция.

В целом по итогам проведенного на местах опроса 65 процентов населения отметили, что результаты реформ высшего образования не ощущаются.

Поэтому на совещании глава государства обозначил 4 приоритетной задачи в этой сфере:

  • Первое - повысить роль управляющих советов и расширить полномочия кафедр высших образовательных учреждений.
  • Второе - привести процесс обучения в соответствие с требованиями рынка, увязать его с производством и создать среду, в которой студенты могут работать над собой.
  • Третье - повышение научного потенциала вузов, развитие науки и инноваций.
  • Четвертое - уменьшение бумажной работы преподавателей и студентов, а также резкое сокращение бюрократии и коррупции за счет цифровизации сферы.

Также перед ректорами вузов поставлена задача создать при кафедрах научно-исследовательские центры и обеспечить их учебно-лабораторным оборудованием, необходимой техникой. Указано на необходимость налаживания взаимодействия между кафедрами и предприятиями, создать преподавателям условия для проведения исследований на предприятиях.

Подвергнуто критике существующее огромное несоответствие между направлениями высшего образования и реальными потребностями. Сегодня имеется 40 тысяч свободных рабочих мест в сфере услуг, 38 тысяч в промышленности, 12 тысяч в строительстве, 10 тысяч в сельском хозяйстве и 4 тысячи в сфере связи и информационных технологий. Но выпускники ни количеством, ни квалификацией не удовлетворяют этот спрос.

Образовательный процесс ведется по стандартам, утвержденным в 2001 году. Однако за этот период международные стандарты образования пересматривались и принимались заново дважды. Некоторые предметы адаптированы не к требованиям времени и рынка, а приспособлены под профессоров и преподавателей. Студенты изучают также предметы, которые не относятся к приобретаемой специальности.

В связи с этим ответственным лицам поручено привести государственные образовательные стандарты в соответствие с международными, перевести учебный процесс во всех вузах на кредитно-модульную систему. Указано на необходимость пересмотра содержания преподаваемых предметов, устранения дублирования, увеличения числа специализированных предметов, а также создания возможности для проведения студентами самостоятельных исследований.

Поставлена задача оптимизировать перечень профессий, требующих наличие высшего образования, и ввести новые профессии, востребованные отраслями экономики.